|
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы |
Методические материалы по организации оказания услуг
инвалидам со стойкими нарушениями здоровья
при посещении объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур города Москвы
Содержание
1. |
Краткий обзор законодательно-н |
3 |
2. |
Обследование объекта и разработка рекомендаций для администрации объекта (собственников, правообладателей |
5 |
3. |
Подготовка информации для инвалидов для размещения в открытом информационном пространстве (на сайте объекта, на сайтах общественных объединений инвалидов, на информационных стендах и др.). |
6 |
4. |
Примеры инструкций для персонала по обслуживанию инвалидов. |
10 |
5. |
Примерная программа обучения (инструктировани |
19 |
1. Обзор законодательно-н
Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов (далее – Конвенция). В соответствии со статьей 15 Конституции РФ Конвенция стала частью российского законодательства
Во исполнение Конвенции государства участники принимают, в числе прочих, надлежащие меры к тому, чтобы:
1) организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды;
2) предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчико
С целью приведения Российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции с 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее – Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ).
Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ). В частности, в статью 15 «Обеспечение беспрепятственно
«Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-п
1) условия для беспрепятственно
2) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
3) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами».
С учетом положений Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ оказание на объекте помощи инвалидам со стойкими нарушениями здоровья по зрению и нарушением опорно-двигатель
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181‑ФЗ необходимо так же обеспечить допуск на объект собаки-проводник
Кроме того, при предоставлении услуг следует учитывать необходимость обеспечения инвалидам доступа к информации, в том числе доступность веб-сайта организации.
Данные положения закреплены также Законом города Москвы от 17 января 2001 г. № 3 «Об обеспечении беспрепятственно
Для организации исполнения требований законодательства необходимо:
- соответствующими приказами назначить сотрудников организаций, предоставляющих услуги населению, ответственных за организацию работы по обеспечению доступности объектов и услуг, за сопровождение инвалидов и оказание им необходимой помощи, а также организовать их обучение (инструктировани
- внести необходимые изменения в должностные инструкции и положения в части организации работы по обеспечению доступности услуг, сопровождению инвалидов и оказанию им необходимой помощи в преодолении препятствий;
- провести обследование объектов, на которых предоставляются услуги населению, разработать и утвердить паспорта их доступности;
- разработать и утвердить планы мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг (дорожных карт).
2. Обследование объекта и разработка рекомендаций для администрации объекта (собственников, правообладателей
Обследование объекта целесообразно проводить с участием представителя (представителей) общественной организации инвалидов, работающей на территории расположения объекта. При этом, наилучший результат достигается, при участии инвалида с нарушением опорно-двигатель
Обследование объекта производится в соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке организации и проведения обследования по степени приспособленност
В ходе обследования определяются:
- соответствие параметров элементов объекта и функциональных зон, обеспечивающих условия его доступности и предоставляемых услуг для инвалидов всех категорий условиям доступности, в том числе при оказании помощи инвалиду сотрудниками объекта или сопровождающим;
- рекомендации по адаптации основных функциональных зон объекта с последующим занесением этих данных в паспорт доступности объекта;
- разрабатывается план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг (дорожная карта).
Кроме того, определяется порядок сопровождения инвалидов с тяжелыми ограничениями в передвижении и ориентации и оказания им помощи в преодолении препятствий для обеспечения получения услуги (услуг) и помощи в чрезвычайных ситуациях. В соответствии с установленным порядком сопровождения вносятся изменения в административный регламент в части организации работы по обеспечению доступности услуг, сопровождению инвалидов и оказанию им необходимой помощи в преодолении препятствий; в должностные инструкции лиц, назначенных за ответственными за организацию работы по обеспечению доступности объектов и услуг, за сопровождение инвалидов и оказание им необходимой помощи.
Подготавливаются памятки для информирования по порядку сопровождения людей, пользующихся креслом-коляской
3. Подготовка информации для инвалидов для размещения в открытом информационном пространстве (на сайте объекта, на сайтах общественных объединений инвалидов, на информационных стендах и др.)
Для предварительного ознакомления инвалидов с условиями посещения объекта на официальном сайте объекта рекомендуется разместить следующую информацию:
- памятка по порядку оказания услуг людям, пользующихся креслом-коляской
- памятка для незрячих лиц по порядку оказания услуг;
- памятка для лиц с нарушениями слуха по порядку оказания услуг.
Кроме того, указанные памятки рекомендуется размещать на официальных сайтах общественных объединений инвалидов, особенно тех, члены которых наиболее часто пользуются услугами, оказываемыми на данном объекте, на информационных стендах на объекте и иметь в распечатанном виде для свободного распространения. Ниже приведены шаблоны памяток.
ПАМЯТКА
по порядку оказания услуг людям,
пользующихся креслом-коляской
в ________________
(наименование объекта)
Мы рады видеть Вас в ________________
Пожалуйста, заранее ознакомьтесь с нашими правилами обслуживания.
Ознакомиться с планом объекта и зонами, доступными для посещения инвалидами можно на сайте ___________, либо, в вестибюле (справа, слева от входа, в другом месте) с помощью ________________
При предварительной записи на получение услуги (покупке билета, записи на прием) для инвалида известите администрацию объекта (секретаря приемной,дежурного на горячей линии, оператора, кассира или др.), что посетитель пользуется креслом-коляской или костылями и ему трудно передвигаться - это необходимо, для ________________
При посещении объекта Вам необходимо учесть, что:
- ________________
Проход на территорию ________________
На пути движения к входной группе отсутствуют (имеются) препятствия ________________
Вход в здание для посетителей на кресле-коляске, осуществляется, через основной вход (специализированн
(Целесообразно в памятке разместить схему движения по территории и от ближайшей остановки общественного транспорта).
При необходимости указать, где расположены специализированн
Следует проинформировать инвалида к кому обратиться для организации сопровождения по объекту, где и кто может оказать необходимую помощь в преодолении препятствий.
При необходимости указать на схеме объекта специализированн
Также указывается, каким способом вызывается персонал для оказания помощи, если инвалиду стало плохо в туалетной комнате, он упал с кресла-коляски или требуется другая помощь.
Указывается порядок эвакуация при чрезвычайной ситуации или следования в «зону безопасности», порядок связи с дежурным персоналом объекта из «зоны безопасности» и другие специальные условия обеспечения безопасности инвалида с нарушениями опорно-двигатель
Целесообразно в памятке разместить также схему эвакуации для инвалидов.
ПАМЯТКА
для незрячих лиц по порядку оказания услуг в ________________
Мы рады видеть Вас в ________________
Пожалуйста, заранее ознакомьтесь с нашими правилами оказания услуги.
Ознакомиться с планом объекта можно на сайте ________________
Люди с остаточным зрением или зрячим сопровождающим могут получить информацию об объекте с помощью ________________
При предварительной записи на получение услуги (покупке билета) известите администрацию объекта (секретаря приемной, дежурного на горячей линии, оператора, кассира или др.), потребуется ли незрячему посетителю помощь в перемещении по объекту или он придет с сопровождающим. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации» незрячий посетитель может посетить мероприятие в сопровождении собаки-проводник
Предупредите персонал объекта о том, что Вы получаете услугу (посещаете мероприятие) с собакой-проводни
Проход на территорию для инвалидов по зрению осуществляется через калитку, проходную (специализированн
На пути движения к входу в здание препятствия отсутствуют (имеются препятствия: например, тропинка вымощена неровной плиткой, вдоль тротуара отсутствует бордюрный камень, что осложняет передвижение с использованием белой трости, установлены рекламные стенды, паркуются машины, необходимо обойти дерево, имеется лестница, крутой уклон).
Вход в здание для незрячих посетителей осуществляется, через основной вход (специализирован
Далее более подробно описываются пути движения на объекте, в том числе к месту предоставления услуг, указывается наличие тактильных указателями, где они расположены.
Указывается где и к кому может обраться инвалид, если ему требуется дополнительная помощь для сопровождения, в том числе для знакомства с тактильным стендом (мнемосхемой).
Указывается порядок эвакуация или следования в «зону безопасности», порядок связи с дежурным персоналом объекта из «зоны безопасности и другие условия обеспечения безопасности инвалидов с нарушениями зрения при чрезвычайной ситуации.
ПАМЯТКА
для людей с нарушениями слуха по порядку оказания услуг
Мы рады видеть Вас в ________________
Пожалуйста, заранее ознакомьтесь с нашими правилами оказания услуг.
Для людей, которые пользуются слуховыми аппаратами следующие зоны объекта оборудованы индукционным контуром ________________
Для получения информации о расположении зон обслуживания можно воспользоваться визуальной информацией: указателями, пиктограммами. Для получения более полной информации можно воспользоваться информационными терминалами (информационными стендами и др.), расположенными в ________________
На объекте имеется (отсутствует) специалист, владеющий основами жестового языка.
В случае чрезвычайной ситуации речевое оповещение одновременно поступает на индукционный контур. В ________________
4. Примеры инструкций для персонала по обслуживанию инвалидов(дежурный администратор, служба безопасности, гардеробщик, кассир, буфетчик, оператор по обслуживанию платформ, технический персонал (уборщица, дворник) и др. – состав сотрудников определяется администрацией).
В качестве примера прилагается возможный вариант инструкции для сотрудников: ответственного за устранение барьеров на объекте, обусловленных неправильной эксплуатацией, ответственного за организацию сопровождения и контролера (представителя службы безопасности или др.) на входе.
Ответственный сотрудник, который контролирует устранение барьеров на объекте, обусловленных неправильной эксплуатацией
Ответственный за безбарьерную среду для инвалидов обеспечивает:
разработку плана мероприятий и его выполнение по созданию безбарьерной среды на объекте;
наличие на территории объекта парковочного места для транспорта инвалидов, обозначенного специальным знаком и номером телефона для вызова помощника (из числа сотрудников), который поможет вытащить кресло-коляску из багажника и помочь пересесть инвалиду;
своевременную очистку от снега, мусора и др. входной площадки, пандуса и лестницы при входе, отсутствие на них посторонних предметов (урн для мусора, цветочных кашпо и др.). Очистку поверхности передвижения от наледи и сырости, в том числе путем установки специальных ковриков, которые следует надежно закрепить для предотвращения сдвига или задирания краев;
отсутствие на путях движения посетителей в здании и на территориислучайных предметов: стульев, стоек с рекламой, вазонов с цветами и пр., сужающих пути движения и эвакуационных выходов до ширины менее 1,2 м;
исправное состояние технических средств для обслуживания и оказания помощи инвалидам, в том числе с использованием аккумуляторов, батарей (мобильный подъемник, устройство вызова из санузла, кнопка вызова на входе, говорящие таблички, платформа подъемная, потолочный подъемник, лестница-трансфо
исправность аварийного освещения и системы оповещения;
исправность опорных поручней на объекте, которыми могут воспользоваться инвалиды, в том числе в санузле, на лестницах, пандусах, на путях движения. Поручни должны быть хорошо закреплены (выдерживать вес не менее 50 кг без деформации крепления), не загорожены предметами мебели и оборудования;
наличие в определенном месте ключа от санузла для инвалидов, которым при необходимости можно открыть его снаружи;
наличие на объекте мнемосхемы, тактильных табличек и визуальных табличек, не загороженных предметами мебели и оборудования;
наличие указателей расположения помещений с повышенными характеристиками распознавания (контрастность, размер и тип шрифта, дублирование шрифтом Брайля), в том числе помещений специального места обслуживания, туалета, доступного входа, лифта;
Ответственный за организацию сопровождения инвалидов с тяжелыми нарушениями
Если вас попросили передвигать коляску с инвалидом, катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия или к выпадению инвалида из кресла-коляски. Притормозите коляску в месте перепадов высоты, порога, стыка пандуса и прилегающего пола. Не нажимайте вниз на ручки на спинке кресла-коляски – она может опрокинуться. При необходимости преодоления небольших препятствий (порогов, одиночных ступеней) осторожно нажмите ногой специальный упор-рычаг на раме сзади коляски.
При наличии на объекте (на территории) пандуса необходимо предложить помощь инвалиду при подъеме/спуске по пандусу в форме вопроса: «Нужна ли Вам помощь?» Если он отказался, не надо повторять и настаивать; но следует его предупредить, что, например, поверхность пандуса довольно скользкая, угол уклона повышен, надо быть осторожным при съезде с пандуса в месте его стыка с полом и пр.
Выясните у посетителя на кресле-коляске нужно ли ему воспользоваться платформой для инвалидов для спуска или подъема на другие уровни объекта (при наличии платформы). При использовании платформы следует предложить помощь инвалиду для заезда на нее по минипандусу, некоторым подъем даже на небольшую высоту представляет затруднение.
На объекте массового посещения (кинотеатры, театры, концертные залы и т.п.) необходимо сразу выяснить планирует ли инвалид в кресле-коляске располагаться в зале на специально отведенных местах в кресле-коляске, в этом случае необходимо организовать, чтобы соответствующие службы демонтировали кресла для освобождения площадки для размещения кресла-коляски в зале. Если инвалид планирует пересесть из кресла-коляски в зрительское кресло, необходимо оказать ему помощь при пересадке (по его просьбе) и сложить коляску.
Человек на коляске по расположению относительно окружающих его людей, всегда ниже, то есть, при большом скоплении людей, ему трудно ориентироваться, видеть доступную для других информацию. По его просьбе следует проинформировать его о расположении основных зон обслуживания: как попасть в гардероб, туалет, где находятся его место в зрительном зале, кабинет приема, другое место обслуживания и при необходимости сопроводить его до места целевого посещения. В начале посещения следует обязательно проинформировать инвалида, где находятся зоны безопасности, как себя вести в экстренной ситуации.
При поступлении сигнала об оказании помощи из санузла для инвалидов следует выяснить, какого рода помощь требуется, при необходимости открыть дверь снаружи специальным ключом и организовать необходимую помощь (поднять инвалида с пола, вызвать медицинский персонал и пр.).
По окончании посещения объекта (получения услуги, окончании спектакля, концерта) следует помочь инвалидам одеться в гардеробе и покинуть помещения объекта, либо в числе первых посетителей, либо предложить подождать, когда пройдет основной их поток.
Во время специализированн
Ответственному за сопровождение инвалидов следует знать, сколько присутствует инвалидов на кресле-коляске в здании, на каких этажах они находятся. Эта информация необходима при чрезвычайной ситуации.
В экстренных ситуациях следует максимально быстро организовать безопасную эвакуацию нуждающихся в помощи, привлекая к этому ответственных лиц, либо добровольных помощников, четко управляя их действиями. Не следует эвакуировать инвалидов на кресле-коляске в общем потоке, так как они могут затормозить поток людей и создать давку. В исключительных случаях при необходимости эвакуации инвалида по лестнице следует переносить его на руках без коляски (вес коляски 18-20 кг).
При появлении на объекте инвалида по зрению следует предложить ему услуги по сопровождению. Для этого дотроньтесь до руки человека и задайте вопрос: «Вам помочь?», «Что именно Вы хотите?» и т. п. Не следует настаивать в случае отказа от помощи.
При контакте со слепым нужно называть себя, свою должность. При сопровождении по объекту незрячий берет сопровождающего под руку или за плечо, или придерживается его руки чуть выше локтя, располагаясь при этом на полшага сзади. Сопровождая слепого, нельзя делать резких движений, следует заранее предупреждать о препятствиях, слегка приостанавливаяс
Не нужно предлагать незрячему убрать трость при ходьбе с сопровождающим, так как трость помогает ему получать дополнительную информацию.
При сопровождении незрячего собакой проводником следует знать, что внастоящее время (около двух лет) практически все собаки-проводник
При описании препятствий избегайте расплывчатых описаний. Определяйте левую и правую стороны препятствия по отношению к позиции незрячего.
Предупреждайте о препятствиях: ступенях, выступающих предметах (столах, стульев, открытых дверях), высоких порогах и т. д. При движении сообщайте: «Бордюр вверх/вниз», «Ступени вверх/вниз», «Через несколько метров будем спускаться по пандусу», «осторожно, узкий проход».
Положив руку незрячего на перила лестницы, вы ориентируете его о начале/конце спуска или подъема. По ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним, предупреждайте о нестандартных (высоких, закругленных, скошенных) ступенях.
Чтобы помочь слепому сесть, положите его руку на спинку стула.
Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
Самостоятельное преодоление слепыми незнакомых маршрутов возможно только при наличии предварительного точного описания маршрута по тактильному плану. Для этого следует предложить незрячему посетителю познакомиться с рельефно-тактиль
Необходимо не только показывать незрячему по мнемосхеме маршрут передвижения, но и примерное расстояние на каждом отрезке, так как даже при передвижении по направляющей незрячий инвалид может не заметить поворот тактильной направляющей и потерять ее.
При этом необходимо четко пояснять систему, установленных на объекте тактильных указателей, с указанием их видов и мест установки.
Если зрячие оценивают увиденное вначале в целом, а затем рассматривают все в деталях, слепые, напротив, воссоздают картину из суммы воспринимаемых отдельно деталей. Ознакомление по тактильной схеме последовательнос
Дежурный сотрудник (контролер, служба охраны) на входе
При появлении на главном входе (специализирован
Слегка дотроньтесь до его руки, чтобы он понял, что вы обращаетесь именно к нему, отрекомендуйтесь
В соответствии с законодательство
Следует проверить наличие у инвалида с собакой паспорт собаки-проводник
|
|
В настоящее время в паспорт на собаку-проводник
Собака должна быть в наморднике и в шлейке со специальными знаками, либо на поводке.
При появлении на входе инвалида на кресле-коляске следует выяснить, цель его посещения, например, где находится его место в зрительном зале, что он собирается приобрести в торговом зале, для решения какой проблемы он посетил данный объект и пр. При этом следует обращаться к самому инвалиду, а не сопровождающему его лицу. Для лучшего контакта наклонитесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Следует рекомендовать инвалиду на кресле-коляске воспользоваться приспособленным путем движения на объекте (указать расположение лифтов, подъемников, пандусов) к целевому месту посещения. Сообщите ответственному за организацию сопровождения и оказание помощи о появлении на входе инвалида на кресле-коляске.
При поступлении на пульт охраны сигнала об оказании помощи из санузла для инвалидов, другого замкнутого пространства, где инвалид может находиться один, сообщите об этом ответственному за организацию сопровождения инвалидов.
Аналогичным образом разрабатываются инструкции для других лиц персонала объекта в соответствии с их зонами ответственности.
Общие рекомендации для сотрудников объекта
по оказанию помощи и общению с инвалидами
Помощь инвалидам на кресле-коляске
Всегда сначала спрашивайте у инвалида, нужна ли ему помощь. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь, подняться по пандусу, преодолеть высокий порог.
Если предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям инвалида. Катить коляску следует медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к выпадению инвалида из коляски. При преодолении перепадов высот (порогов, одиночных ступеней, бордюров) медленно нажимайте ногой на рычаг сзади коляски. Будьте осторожны, при резком нажатии на ручки коляска может опрокинуться. Пороги и одиночные ступени можно преодолевать, перекатывая коляску сначала задними большими колесами (спиной вперед).
При перемещении по крутому пандусу следует спускать инвалида спиной вниз, чтобы он не выпал из коляски.
При необходимости перемещения инвалида по лестнице путем переноса коляски обязательно спросите, за какие части коляски можно ее поднимать, так как у коляски есть съемные детали (подлокотники, подножки, большие колеса).
При падении инвалида на пол спросите у него как оказать ему помощь, следуйте его инструкциям.
Помощь посетителям с проблемами зрения
Обращаясь к незрячему посетителю, нужно назвать его по имени. В разговоре правильнее обращаться к самому слепому, а не к его спутнику. Если вы вынуждены отлучиться, предупредите слепого о своем уходе.
Для ознакомления с предметом на него направляют руку незрячего, лучше обе руки, и позволяют спокойно его изучить, давая четкое объяснение тому, что оказывается под пальцами. Не следует водить руку слепого по «осматриваемому» предмету, желательно его не торопить
Не заменяйте чтение какого-либо документа его пересказом, особенно если инвалиду по зрению нужно его подписать. Обязательно информируйте подростка или взрослого незрячего о правовых последствиях его действий, связанных с подписанием любых бумаг. Помните, что инвалидность не освобождает человека от ответственности, обусловленной документом.
Чтобы людям с плохим зрением легче было читать тексты и объявления, лучше использовать полужирный шрифт Аriаl, кегль не менее 20.
Для обслуживания посетителей с нарушениями зрения рекомендуется иметь в учреждении специальное оборудование: лупы, в том числе электронные, брайлевские принтеры и пр.
Общение с посетителями с проблемами слуха
Учитывая, что есть люди слабослышащие и есть глухие, необходимо предварительно выяснить степень глухоты. Если посетитель обладает достаточным остатком слуха, вполне допустимо пользоваться словесной речью. При этом необходимо говорить в ровном темпе, не торопясь, слова произносить четко. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника.
Важно, чтобы при общении не мешали посторонние источники шума. При общении сотруднику нужно встать так, чтобы было видно его лицо и особенно губы. Во время разговора следует использовать простые фразы. Очень уместно предложить инвалиду заранее подготовленный текстовой вариант по предмету общения. С кем-то оптимален метод записок. В отдельных случаях необходимо воспользоваться услугами сурдопереводчика
На объекте, в учреждении нужен хотя бы один человек, который знает лексический минимум жестового языка.
Общение со слепоглухими посетителями
Если у человека при полной глухоте утрачена возможность визуально воспринимать жестовые сообщения, то используется контактная форма проявления жестов. В этом случае необходимо помощь тифлосурдоперево
Если нет такой возможности, самое простое средство общения со слепоглухим - это письмо на ладони - дермография. Есть два способа использования дермографии:
- пальцем слепоглухого человека либо тупым концом ручки или карандаша писать печатные буквы на ладони воспринимающего речь;
- писать буквы пальцем посетителя, воспринимающего сообщение, на плоской ровной поверхности.
Слепоглухие могут читать тексты, напечатанные по Брайлю.
Общение с людьми с ментальными нарушениями
Необходимо разговаривать с ними не как с больными людьми, а с уважением, спокойным тоном голоса, не допуская резкости.
Фразы должны быть короткими, внятно произнесенными. Желательна четкая медленная речь.
Не следует вступать с ними в дискуссии и спорить.
В некоторые моменты эти люди могут испытывать эмоциональные срывы, быть возбудимыми и неуравновешенным
Очень помогает участие заинтересованных сопровождающих, например родителей больных детей или воспитателей интернатов.
Общение с посетителями с проблемами речи
В общении с этими людьми главное быть терпеливым, не перебивать и не поправлять их. Не создавайте ощущения, что вы их игнорируете. При общении нужно смотреть им в лицо, поддерживая визуальный контакт. Речь должна быть конкретизирована
Посетители с гиперкинезами (спастикой)
Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые присущи людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникнуть у людей с повреждением спинного мозга.
Оказывать помощь таким людям надо, предварительно выяснив, нуждаются ли они в ней. В некоторых ситуациях навязываемая помощь будет им только мешать.
При общении не следует отвлекаться на непроизвольные движения инвалида. Желательно, чтобы вокруг такого человека было свободное пространство. Если сотрудник дает в руки инвалида какой-либо предмет, желательно подстраховывать предмет от падения.
В отдельных случаях эти люди имеют дополнительно и проблемы с речью. Тогда нужно пользоваться рекомендациями, приведенными для посетителей с проблемами речи.
5. Примерная программа обучения (инструктировани
при оказании помощи инвалидам
Весь персонал организации перед началом работы на объекте должен проходить специальную подготовку по соответствующей программе и переподготовку не реже одного раза в два года;
Для проведения обучения рекомендуется приглашать инструкторов (тренеров) из числа пользователей-ин
Цель обучения
Подготовить персонал, организующий обслуживание инвалидов, для общения, оказания помощи, организации обслуживания, формирования культуры по обслуживанию инвалидов.
Содержание курса
Реализация принципов «Конвенции о правах инвалидов ООН»,Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации» при организации обслуживания инвалидов - 0.5 часа.
Формирование доступной среды на объекте, виды оборудования, используемого инвалидами, технические характеристики и его эксплуатация - 1 час.
Основы культуры общения с инвалидами, технология оказания помощи - 1 час.
Экзаменационный тест по курсу 0.5 часа.
Результат обучения.
По результатам обучения персонал:
* будет ориентироваться в основных принципах Конвенции о правах инвалидов и Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации», лежащих в основе организации обслуживания инвалидов на объекте;
* будет осознавать социальную значимость вопросов создания доступной, комфортной и безопасной среды для людей с ограничениями жизнедеятельност
* будет осознавать, что создание безбарьерной среды обеспечивает повышение уровня комфортности для всех групп населения;
* будет ознакомлен с оборудованием, используемым инвалидами на объекте;
* будет ознакомлен с основами культуры общения и оказания помощи инвалидам;
* будет ознакомлен с потребностями в помощи различных групп инвалидов при передвижении, общении и оказании услуг.
Продолжительност
Общая продолжительност