RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • твиттер

О формах репетиторства рассказала депутат Любовь Духанина

22:00 23.04.2020

Депутат Госдумы Любовь Духанина рассказала о правах родителей, законодательной базе института внешкольного образования и обязанностях педагогов, предоставляющих образовательные услуги.

Большинство современных родителей считает своим долгом нанять ребенку репетитора, даже если школьник и сам неплохо справляется с образовательной программой. Дополнительные занятия – это как бы шанс на более успешную сдачу государственных экзаменов, а значит и на поступление в выбранный вуз. Но всегда ли репетитор справляется с обязанностями, которые он на себя возложил? Всегда ли его деятельность является законной? На эти вопросы ответила депутат Государственной Думы ФС РФ, зампред комитета ГД по образованию и науке Любовь Духанина.

– Любовь Николаевна, не секрет, что сейчас услуги репетиторов очень востребованы, в том числе и в Интернете. Как вы думаете, с чем это связано?

– Многие родители считают, что без репетитора ребенок вообще не сможет освоить школьную программу в полном объеме. Меня поразила цифра из недавнего исследования. 16 процентов родителей нанимают репетиторов старшеклассникам лишь для того, чтобы они прошли пороговые значения по экзаменам в формате ЕГЭ и получили аттестат. Многие родители говорят о том, что без репетитора невозможно освоение школьной программы в полном объеме. Сегодня их нанимают даже детям, которые учатся в начальной школе. Лидирующее направление в сфере дополнительного образования – английский язык. 25 процентов родителей говорят, что они не удовлетворены преподаванием английского языка в школах, а 47 процентов родителей готовы платить за дополнительные занятия по иностранному языку. Эти данные получены в результате опроса, который провел фонд «Национальные ресурсы образования». Цифры говорят о том, что наша задача номер один – повышение качества образования в школах.

– Сфера репетиторства, в том числе и в системе онлайн, как-то регулируется законом?

– Закон в целом подразумевает две формы репетиторства. В первом случае преподаватель оформляется в качестве индивидуального предпринимателя. Вторая форма – самозанятость, которая практикуется в России с 2019 года. И хотя это одна из самых «молодых» форм оказания услуг, ее используют и репетиторы.

Какая разница в этих формах?

– С финансовой точки зрения репетитору выгодно быть самозанятым, тогда его налоговые платежи ниже. Но с позиции защиты прав тех, кто получает образовательную услугу, форма ИП у репетитора более предпочтительна, потому что государство в большей степени может контролировать деятельность педагога-предпринимателя.

– Каким образом происходит этот контроль?

– Он осуществляется еще на этапе регистрации индивидуального предпринимателя. Регистрирующий орган, в данном случае – налоговая инспекция, проверяет его на наличие противопоказаний для занятий педагогической деятельностью, а также тех ограничений, которые есть в Трудовом кодексе. Например, судимый человек не имеет права оказывать услуги в сфере образования. Можно сказать, что Закон об образовании сегодня фактически ставит индивидуального предпринимателя-репетитора в равные позиции с юридическими организациями образовательных услуг.

– Какие-то преимущества у частного репетитора все же есть перед школой или дополнительными курсами?

– Конечно. Например, индивидуальный предприниматель, если он не нанимает других работников, может не получать лицензию на ведение образовательной деятельности. Понятие самозанятых в Законе об образовании пока отсутствует, но оно есть в Налоговом кодексе. Самое главное, чтобы люди, которые занимаются педагогической деятельностью, выходили из тени. Чтобы родители знали о качестве услуг, которые эти специалисты осуществляют. Хороший способ повысить «прозрачность» деятельности репетитора – организация системы добровольной независимой оценки репетиторов. Тогда и учителя, которые занимаются репетиторством, и те, кто не являются педагогами, но хотят передать свои знания другим (например, научные сотрудники, инженеры, студенты) могли бы пройти систему независимого оценивания. И по его итогам получить признаваемый государством документ, который публично подтвердит уровень квалификации репетитора.

– А кто будет оценивать профпригодность действующих и будущих репетиторов?

– В России уже создан совет по профессиональным квалификациям в сфере образования. Он приступил к работе. Думаю, что в ближайший год появится механизм независимой оценки квалификации. Обратиться в совет смогут все, кто намерен пройти добровольную оценку и показать свой реальный профессиональный уровень.

– Не секрет, что сейчас есть и «самопровозглашенные» репетиторы, которые нигде не регистрируются…

– Да, это группа репетиторов, которые не относят себя ни к ИП, ни к самозанятым. Они активно действуют в своей нише. Понятно, что родители не могут заключить с ними ни договор на оказание образовательной услуги, ни подписать акт о выполнении работ, а в случае конфликта или невыполнения обязательств у родителей на руках не остается никаких доказательств о передаче денежных средств. Ведь часто получатель услуги и тот, кто ее оказывает, видят друг друга только по видеосвязи, и их отношения могут закончиться в считанные минуты. Понятно, что «серая» услуга, которую каким-то образом оказал репетитор, находится вне зоны закона. Есть случаи, когда недобросовестные, но предприимчивые репетиторы годами выкачивали средства из родителей, не обеспечивая обещанным результатом. Но выясняется это, как правило, слишком поздно – или на пороге аттестации или уже по факту, когда школьник получает низкую оценку на экзамене.

– Любовь Николаевна, посоветуйте, пожалуйста, как все же выбрать «правильного» репетитора ребенку? Если наличие лицензии не обязательно для репетиторов-предпринимателей, то на что нужно ориентироваться родителям?

– В этом случае не подводит «сарафанное радио», толковые, результативные педагоги передаются «из рук в руки». При этом лучше получить и задокументированную информацию о наличии базового образования педагога, результатах его учеников. В конечном счете, и школа, и репетиторы должны работать на результат. А качество образования растет только там, где есть полная прозрачность системы. Поэтому сегодня так важно, чтобы репетиторы «выходили из тени», делали свои сайты, заводили страницы в соцсетях, рассказывали о себе. А родители могли бы получать информацию о педагоге и имели бы возможность перепроверить ее. Но в целом, такое большое количество репетиторов в стране говорит о том, что нам нужно еще больше внимания уделять качеству образования в школе.

– При этом школа и репетиторы должны быть не конкурентами, а союзниками, нацеленными на общий результат, правильно?

– Эта мысль заложена и в Законе об образовании. Даже сама процедура лицензирования говорит об этом. Для школы она одна, для репетитора – другая. Потому что рассматриваются разные условия ведения образовательной деятельности. Учебное заведение берет на себя обязательство и гарантирует фактическое выполнение Федерального Государственного образовательного стандарта. Репетитор же отвечает за решение локальных задач – «подтянуть» школьника по одному-двум предметам, повысить уровень его знаний на конкретном участке образовательного процесса, а не вести с 1 по 11 класс. То есть это разные задачи с разными требованиями к результату. И каждый должен добросовестно делать дело в своей зоне ответственности.

Справка

Любовь Николаевна Духанина представляет в Государственной Думе территориально-избирательный округ № 203, куда входят районы Братеево, Зябликово, Орехово-Борисово Северное и Южное, Царицыно, Бирюлево Восточное и Западное.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати